femida

Защита прав потребителя

 

Несколько слов о правах потребителя.

Очень часто к нам в офис звонят клиенты с просьбами разъяснить те или иные ситуации, касающиеся сферы защиты прав потребителя.

Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Можно ли вернуть/обменять приобретенный товар надлежащего качества?

Товар надлежащего качества – это такой товар, который полностью соответствует всем требованиям нормативных документов и условиям договора с потребителем.

Закон Украины «О защите прав потребителей» (ст. 9) четко закрепляет права потребителя в случае приобретения им товара надлежащего качества.

В частности, часть 1 этой статьи указывает на то, что потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества, если он не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету и т.п. или по иным причинам не может быть использован по назначению.

Срок обмена товара в таком случае составляет 14 дней.

Важно! Товар надлежащего качества может быть обменян только, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, а также потребительские свойства, пломбы, ярлыки, расчетный документ, выданный продавцом. Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдается, продавец имеет право отказать в обмене этого товара.

Кроме того, существует перечень товаров надлежащего качества, которые не могут быть обменяны/возвращены (ознакомиться можно здесь http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KP940172.html#77).

Важно! Если у продавца отсутствует аналогичный товар для обмена, Вы имеете право потребовать возврата денег или купить иной товар из представленного ассортимента. В случае если у продавца присутствуют аналогичные товары для обмена, он может отказать в возврате денег.

 Какие права имеет потребитель в случае приобретения товара ненадлежащего качества?

При ответе на этот вопрос воспользуемся предписаниями ст. 8 Закона. Так, обнаружив недостатки купленного товара, покупатель на свое усмотрение имеет право:

-         требовать соответствующего снижения стоимости товара;

-         требовать безоплатного устранения всех недостатков;

-         требовать компенсировать понесенные расходы на самостоятельное устранение недостатков;

В случае наличия существенных недостатков товара или его фальсификации, права потребителя следующие:

-         расторгнуть договор и вернуть потраченные на приобретение товара деньги;

-        потребовать заменить приобретенный товар с существенными недостатками на такой же или подобный из ассортимента продавца.

Важно! Потребитель имеет право предъявить свои претензии как продавцу по месту продажи товара, так и к производителю (на свое усмотрение). Так что знаменитые отговорки продавцов «мы не виноваты, обращайтесь к производителю» абсолютно несостоятельны.

Если покупатель приобрел продовольственный товар ненадлежащего качества, продавец обязан или заменить его, или вернуть деньги.

 Что делать, если продавец отказывается исполнить законные требования покупателя?

Как правило, продавцы неохотно исполняют законные требования покупателей, вследствие чего возникает необходимость защиты нарушенных прав.

В большинстве случаев, обращаться в суд для потребителей просто нет смысла, т.к. затраты на судебный процесс (в т.ч. и на услуги адвоката) превышают стоимость самого купленного товара.

В этом случае можно посоветовать обратиться в управления по защите прав потребителей. Как правило, они находятся при городских/районных исполкомах (в г. Днепропетровске по адресу: ул. Высоковольтная, 14, тел.: (056)379-08-79).

Именно эта служба сможет помочь защитить нарушенные права.

 В случае если Вам не оказали эффективной помощи, Вы всегда сможете обратиться к нашим адвокатам. Получить бесплатную юридическую консультацию можно по тел: (066) 943-28-12 или (098) 401-95-11. Цены Вас приятно удивят.

Статья написана в соответствии с законодательством по состоянию на 01.03.2016 г.